+7 (86554) 6-29-53

«…чтобы рынок шерсти
не превращался в базар»

Овцеводство для Ставрополья и всего юга России является особой отраслью, в былые годы считавшейся гордостью края. Но времена меняются, меняется экономика, и в последние годы производители бьют тревогу - рентабельность основного продукта тонкорунного овцеводства, той самой гордости края - шерсти - невероятно низкая. Себестоимость "золотого руна" оказывается выше цены, по которой его можно продать.

Несмотря на некоторые положительные тенденции, появившиеся в последнее время благодаря реализации нацпровкта "Развитие АПК" по направлению "Ускоренное развитие животноводства", вопрос о том, есть ли будущее у тонкорунного овцеводства Ставропольского края, остается открытым и обсуждается всеми - от производителя до переработчика.

Свою точку зрения на этот вопрос высказал нам и Генеральный директор ООО Шерстяная компания "Славяне" г. Невинномысск Сергей Викторович Пузанов.


- Сергей Викторович, как Вы считаете, на кого должна возлагаться наибольшая ответственность за сохранение и развитие отрасли овцеводства в крае?

- Трудно ответить однозначно. Это как вырастить ребенка: должны позаботиться и родители, и воспитатели, и учителя. Но нельзя быть застрахованным и от непредвиденных внешних воздействий. Ставропольский край не может существовать автономно от российского и мирового рынка, поэтому важно, чтобы власти принимали законы, открывающие возможности для овце-водое, а производители в свою очередь заботились о соблюдении правил и требований, диктуемых рынком. Также важно взаимодействие между производителями, перекупщиками и переработчиками. Когда каждый думает лишь о своей выгоде, цепочка сотрудничества обрывается, а это может больно ударить по отрасли и без того нестабильной.

Нельзя не отметить в данной ситуации, что производство шерсти начинается с заботы о своих подопечных чабанами, зоотехниками, ветврачами, селекционерами, их труд должен цениться, должны быть достойными и условия для работы, и, конечно же, заработная плата. Важна квалификация бонитеров и классировщиков. Нельзя забывать и о том, что животным необходимо полноценное, высококлассное питание, а потому необходимо заботиться даже о том, как и какая трава растет на наших пастбищах. Производить такой продукт, как шерсть, надлежащего качества без высококвалифицированных кадров и существенных финансовых затрат просто невозможно.


- Как, по вашему мнению, должно быть организовано производство шерсти, чтобы повысить его рентабельность?

- Вырастить шерсть - это лишь 70 процентов труда. Важно не только вырастить, но и сделать свой товар качественным, конкурентоспособным, только тогда он займет прочные позиции на рынке. И здесь большое значение придается созданию партий шерсти по тонине, как этого сегодня требует рынок. А чтобы иметь возможность формировать такие партии, необходимо начинать с разбития отары по тонине при бонитировке, и заканчивать классировкой при стрижке. При продаже шерсти валом, выгоды не получит ни продавец, ни покупатель. Стоит идти друг другу навстречу, чтобы всем оставаться в выигрыше. Если шерсть будет должным образом подготовлена, то сотрудничество по ее продаже будет протекать гораздо продуктивнее.

Нельзя забывать и о факторе сохранения и улучшения породных качеств. Наша компания выступает представителем австралийской фирмы, специализирующейся на продаже племенных животных, И мы готовы сотрудничать в этом направлении, завозить племенных животных не только мясного направления, но, как сегодня требует рынок, - сочетающих отличные мясные качества и тонкую шерсть.


- Опыт австралийских сельхозпроизводителей часто ставят нам в пример. Можно ли добиться таких же результатов в России?

- Ряд ставропольских хозяйств уже сегодня имеют опыт и могут получать шерсть выского качества. Но в Австралии производством шерсти чаще занимаются семьи фермеров из 4-5 человек, содержащие порядка 3000 голов. Это существенно снижает издержки, соответственно, повышает рентабельность.


- А могут ли государственные органы в нашей стране и е крае в частности повлиять на сохранение и развитие овцеводства?

- Конечно. От того, как власть будет относиться к той или иной отрасли зачастую зависит положение запятой в крылатом выражении "Казнить нельзя помиловать". Сегодня у государства есть возможность поддерживать производителей дотациями. Если вспомнить советские времена, когда шерсть в государственной закупке стоила 22 рубля, а доллар стоил 60 копеек, то цена шерсти в долларах составляла примерно 40 рублей. Таких цен на мировом рынке никогда не было, но государство давало производителям вместе с этой ценой весомую дотацию, потому производство было рентабельным.

Сейчас госзаказ остался в прошлом, многие переключились на мясо, потому что оно более востребовано и от него, если избрать удачную маркетинговую политику, можно получить прибыль, которой от шерсти уже не получишь. При этом часто теряются ценнейшие племенные животные тонкорунного направления, которых просто режут на мясо сотнями и тысячами.

Поэтому, по моему мнению, государству стоит попытаться уровнять в правах два основных продукта овцеводства - шерсть и мясо, и, соблюдая этот баланс, в дальнейшем поддерживать производителей.


- Сергей Викторович, к компаниям-посредникам относятся по-разному. Одни считают их спекулянтами, другие ценят удобство в работе: нет необходимости ломать голову над тем, как "пристроить" шерсть, когда можно сделать лишь один звонок, например, в компанию "Славяне", и шерсть в кратчайшие сроки вывезут и реализуют, А как вы сами себя ощущаете на этом рынке?

- Не буду скрывать, что очень много зависит и от скупщиков шерсти. Беда в том, что есть компании, которые поступают нечестно по отношению к производителям, сбивают цены исходя чисто из коммерческой выгоды, тем самым не дают стимула для производства качественного продукта. Эта же причина рождает у производителей негативное отношение ко всем компаниям-игрокам на этом рынке. К сожалению, от встречи со спекулянтами никто из нас не застрахован, ни в быту, ни в работе.

Я не сторонник нечестного бизнеса и наша компания дорожит сложившейся за годы деятельности репутацией. При работе с производителями мы всегда стремимся найти выгодные для всех условия, разрабатываем удобные схемы сотрудничества, потому что понимаем: если шерсть в крае будет подготовленной, - буду; на нее и достойные цены. При этом в выигрыше будут все - и сельхозпроизводители, и наука, и экономика края, и шерстяная компания "Славяне".


АгроStart, №2 (12), 2008 г.

ООО Шерстяная компания "Славяне"
тел.: (962) 028-38-82
тел./факс: (86554) 6-29-53, 6-27-06
е-mail: woolslav@mail.ru


Разработка и сопровождение:
NevinkaOnline.RU